О проекте

 Формирование Функциональной грамотности обучающихся

 

 Данная тема изучалась, раскрывалась и уточнялась через выполнение нескольких проектов в течении четырех лет:

·        С 01.01. 2019 года по 31.12.2020 года реализовывался проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».

·        С 01.01.2021года по 31.12.2022 года "Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе».

·        С 01.01. 2022 года по 31.12.2022 года ««Обновление и пополнение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе».

 

Цель проекта: Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся.

Задачи проекта:

1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности учащихся основной школы.

 2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению), включающих в себя:

            - открытый банк заданийдля формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов);

              - методические рекомендации, для учителей по организации и проведению мониторинга и по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе в учебном процессе, внеурочной деятельности и в системе повышения квалификации педагогических кадров; 

               - методическое сопровождение цифровой платформы СКИВ (Сетевой комплекс информационного взаимодействия участников мониторинга) http://skiv.instrao.ru и электронной платформы РЭШ ( Российской электронной школы) https://resh.edu.ru, на которой размещен национальный инструментарий (открытый банк заданий) для формирования и мониторинга функциональной грамотности;

 3. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов, и доработка результатов апробации.

 4. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.

 5. Разработка научно-методических подходов обновления и структурирования банка заданий на основе критериально-уровневой системы для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям.

 6. Разработка и доработка системы заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям.

7.  Разработка программы повышения квалификации педагогических по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.

8. Подготовка публикаций, отражающих опыт разработки и внедрения заданий для формирования и мониторинга функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям.

Заказчик:

Министерство просвещения Российской Федерации

 

Разработчики:

Специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Красноярского края), издательства «Просвещение», учителя общеобразовательных организаций.

 

Руководитель проекта:

Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н.

 

Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (далее МФФГ):

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта стали идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA[1](концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом в разработанном инструментарии используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатывались с учетом особенностей учащихся 5-9 классов, с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

Разработанная система заданий и диагностических материалов способствует обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.  Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

 

Особенности разработки системы заданий по формированию функциональной грамотности:

 

Разработка научно-методических подходов обновления и пополнения банка заданий осуществлялась по результатам содержательного и тестологического анализа заданий уже разработанных в рамках первых проектов, с учётом методологии международных сравнительных исследований PISA и TIMSS и учитывала необходимость обеспечения преемственности с банком заданий, размещённым на портале РЭШ.

В итоге разработан комплект заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) в соответствии с основными подходами обновления банка заданий. Для каждого направления для каждого класса были разработаны комплексные задания, которые включают в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.

Все задания, данные в открытом банке заданий, представлены в формате инструментария международного исследования PISA. Для каждого задания приведены характеристики, включающие содержательную область оценки, компетентностную область оценки, контекст, уровень сложности, формат ответа, объект оценки, максимальный балл и систему оценивания. Все задания прошли внутреннюю содержательную и тестологическую экспертизу.

 Для педагогов разработаны подробные методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности для формирования индивидуальных траекторий обучающихся.

За период реализации проектов (с 2019 по 2022 годы) разработано более трех тысяч заданий по всем шести направлениям функциональной грамотности.

 

Полученные результаты:

 Все открытые учебно-методические материалы могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.

 Разработанные материалы предназначены для использования  в педагогическом процессе для формирования функциональной грамотности (в урочной и внеурочной деятельности. Они ориентированы на реализацию важной задачи обновленных ФГОС общего образования формирования функциональной грамотности обучающихся – развития способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

  Созданные материалы могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов, а также для дальнейших работ по мониторингу системы образования, что должно повысить эффективность использования результатов данных исследований для повышения качества российского образования.



[1]PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование, – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».