Общие выводыОбщие выводы и рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы (по результатам апробации учебных материалов 2020 года)
Общие выводы В ходе анализа результатов апробации учебных материалов для формирования функциональной грамотности обучающихся 6, 8 и 9 классов общеобразовательных организаций Московской области были сделаны предварительные выводы о состоянии сформированности функциональной грамотности обучающихся и сформулированы рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы. 1. В целом результаты обучающихся, полученные в ходе апробации учебных материалов, соответствуют результатам, полученным российскими обучающимися в исследовании PISA-2018, хотя разработанные задания в основном были более сложные, чем задания PISA. Уровень освоения основных компетенций, определяющих сформированность функциональной грамотности, ниже 50%. От 75% до 85% обучающихся продемонстрировали пороговый уровень функциональной грамотности или превысили его по отдельным направлениям функциональной грамотности. 16- 18% обучающихся демонстрируют самые высокие уровни (повышенный и высокий уровни) функциональной грамотности. 2. Положительным моментом, выявленным в ходе мониторинга, является готовность учащихся браться за решение предложенных им задач, даже самых сложных и непривычных, что свидетельствует о потенциале повышения их функциональной грамотности. При этом значительная часть учащихся на фоне интереса к описанной ситуации демонстрирует неумение прочитать предложенный текст, выбрать информацию, применить предложенные в качестве дополнительных сведений факты или формулы, вычленить из реальной ситуации предметные аспекты. Многие учащиеся испытывают серьезные затруднения при вычленении необходимой информации из текста, таблиц, диаграмм и схем. Ответы учащихся демонстрируют неумение переводить информацию из одного формата в другой. Большинство учащиеся испытывают затруднения с переносом даже элементарных знаний в новые ситуации. 3. В условиях проведения работы в дистанционном режиме обучающиеся имели возможность пользоваться любой учебной и справочной литературой, а также поисковыми системами. Подавляющее большинство обучающихся продемонстрировали неспособность оценить, насколько найденная информация подходит к заданию, уместна ли она при ответе на поставленный вопрос. 4. Результаты обучающихся 9 классов по всем направлениям функциональной грамотности, кроме креативного мышления, практически не отличаются от результатов учащихся 8-х классов. Рекомендации 1. Для эффективного формирования функциональной грамотности целесообразно активнее использовать в образовательном процессе контекстные задачи, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях. 2. В учебном процессе необходимо создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность учащихся, мотивирующие их на эту деятельность и проясняющие смыслы этой деятельности. Необходимо наряду с тренировочными учебными заданиями, строящимися по принципу «от способа к задаче» предлагать учебные задания и иного типа («от задачи к выбору способа»), а также иные учебные задания, в которых -проблема ставится ВНЕ предметной области, но решается с привлечением предметных и метапредметных знаний, умений и навыков, при этом требуется «перевод» с обыденного языка на язык предмета; - ситуация требует осознанного принятия решения: выбора способа действий, модели поведения и т.п.; - не содержится явного или неявного указания на способ действий; - не только допустима, но и необходима возможность использования альтернативных подходов и решений. «Хорошими» заданиями с точки зрения «пошагового» формирования всех составляющих функциональной грамотности являются: - учебные исследования, проекты и задания проектного типа, - кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий, - задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, фразеологизмов, математических выражений, многозначных терминов в разных предметах и т.п.), - задания на выявление главного, на выявление сущностных свойств, черт и характеристик. 3. Для формирования функциональной грамотности большое значение имеют метапредметные умения и навыки, в частности, смысловое чтение, умение контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности, критическое, аналитическое и креативное мышление. Объединение усилий преподавателей образовательной организации в рамках общей программы достижения метапредметных результатов образовательного процесса может внести вклад в эффективность их формирования. 4. Необходимо обратить внимание на совершенствование методик преподавания отдельных предметов, направленное на решение задач формирования функциональной грамотности. Например, в области формирования естественнонаучной грамотности необходимо усиление экспериментальной составляющей в изучении естественнонаучных предметов с приданием лабораторным работам исследовательского характера. 5. Для организации работ, обобщения и распространения опыта и эффективных практик целесообразно использовать ресурсы различных объединений учителей: методических объединений всех уровней, ассоциаций, сетевых сообществ. 6. В области повышения квалификации учителей надо сделать акценты на - различение оценки и формирования функциональной грамотности обучающихся, - предусмотреть обучение групп/команд учителей разных предметов, работающих в одной школе, современным подходам к формированию функциональной грамотности обучающихся на основе разработанных и опубликованных учебных и диагностических материалов. 7. Для выявления динамики формирования функциональной грамотности целесообразно регулярно проводить мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся. |